На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Домашняя аптечка

49 010 подписчиков

15 напутствий от великого педагога Антона Макаренко. Положите под подушку

Знаменитый педагог и писатель Антон Макаренко прославился новаторскими методами воспитания трудных детей, который используются по сей день.

15 напутствий от великого педагога Антона Макаренко. Положите под подушку

Его главное произведение «Педагогическая поэма» впервые вышло в 1931 году и с тех пор многократно переиздавалось. В нём содержится художественно-документальное описание создания в 1920 году под Полтавой Колонии им. Горького, где автору удалось успешно возвращать в жизнь несовершеннолетних беспризорных и правонарушителей на основе посильного общественно-полезного труда, продуманного и разумного привлечения воспитанников к соуправлению единым коллективом, единства доверия и требовательности ко всем членам этого коллектива.

Вот 15 цитат из этого поистине эпохального труда, которые звучат актуально и сегодня:

1. «В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с ней. Она может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом».

2. «В некоторых случаях необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам».

3. «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

4. «Воспитание детей — это лёгкое дело, когда оно делается без трёпки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и весёлой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идёт без напряжения, там оно удаётся».

5. «Вы должны знать, с кем он дружит, с кем и во что играет, как он относится к школе и учителям, какие у него затруднения, как он ведёт себя в классе».

6. «Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем».

7. «Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

8. «Между нами: среди нашей педагогической братии процент семейных бракоделов нисколько не меньше, чем у вас. И, наоборот, прекрасные дети вырастают часто у таких родителей, которые не видели ни парадного, ни чёрного входа в педагогическую науку».

9. «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству».

10. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

11. «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьёзное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины… А если вы ещё научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребёнком».

12. «Ребёнок — это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».

13. «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания».

14. «Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку… Человек без тормоза — это испорченная машина».

15. «Хотите развратить душу вашего ребёнка? Тогда ни в чём ему не отказывайте. И со временем вы поймёте, что растите не человека, а кривое дерево».

А вы согласны с высказываниями Макаренко?

источник

Картина дня

наверх