На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Домашняя аптечка

49 016 подписчиков

«Эко», «Натур» и «Органик». Вот на какие уловки «подсаживают» потребителей

В День качества разбираем, каким маркировкам еды можно верить.

Согласно недавнему исследованию крупного маркетингового агентства, наиболее популярными товарами, которые россияне хотели бы чаще видеть на магазинных полках, стали полностью натуральные продукты (80%), без искусственных ароматизаторов (73%) и красителей (72%), а также без ГМО (68%). Правда, часто на этих чувствах потребителей играют производители. АиФ.ru вместе с Российской системой качества объясняет, что нужно знать, чтобы не попасть на уловки.

«Эко» не вредит лишь природе

Самая «продаваемая» приставка — «Эко». Такой потребители охотно верят и готовы переплачивать за экологически чистые продукты в два-три раза. Однако есть одно «но». «Приставка „Эко“ означает (согласно ГОСТам), что в течение всего жизненного цикла товара (при производстве, транспортировке, хранении, использовании, утилизации) риски ущерба для окружающей среды минимизированы по сравнению с аналогичными товарами, — говорит пресс-секретарь Роскачества Марта Галичева. — То есть в данном случае можно говорить лишь о том, что „эко“-продукция наносит меньше вреда окружающей среде, нежели соседи по полке. К качеству самого продукта это отношения не имеет».

Обратный смысл мы видим в маркировке «Органик» и «Натур», которые, согласно отмененным СаНПиНам, говорят об отсутствии в сельхозпродуктах антибиотиков, пестицидов, полифосфатов. Однако сегодня в России нет четкой законодательной базы, а следовательно, и сертификации на эти маркировки. «Органик» или «Натур» — такой же маркетинговый инструмент.

Молочное «Био»

Одна из самых интересных маркировок — «БИО». Если зайти в магазин, нас окружат не столько биопродукты, сколько биохимия и биокосметика — стиральные биопорошки, зубные биопасты и даже биошампуни. «Интересно, что название БИО относится исключительно к молочной продукции, обогащенной пробиотиками и/или пребиотиками. Все остальное — фантазии производителей, не основанные на каких-либо внятных критериях, — разъясняет Галичева. — Но так как обязательная сертификация на такую маркировку также отсутствует, это не нарушение каких-либо законов, а лишь маркетинговый ход. Но если вспомнить, что „БИО“ — значит „жизнь“, смысл такой маркировки на зубной пасте может показаться весьма подозрительным».

Под одну гребенку ГМО

Необоснованный страх перед ГМО разные эксперты оправдывают непониманием людьми основ генетики и генной инженерии. 68% респондентов исследования копании Nielsen ответили, что хотели бы видеть на полках магазинов продукцию без ГМО. Подобный спрос также породил маркетинговые инструменты — на многих продуктах мы видим кричащую надпись «без ГМО», иногда такое применение неоправданно. Например, на этикетках 10% исследованной Роскачеством соли гордо красовалось: «Без ГМО». При этом, соль более чем на 99% состоит из кристаллов хлорида натрия. Разумеется, кристаллы никаким образом «генномодифицировать» невозможно, у них элементарно нет генов. Поэтому соли с ГМО не может быть в принципе. Производители, видимо, надеются, что такая маркировка может положительно сказаться на продажах.

Масло масленоЕ

Похожие курьезы встречаются и на этикетках растительного масла. «Многие производители подсолнечного масла заявляют об отсутствии холестерина и высоком содержании витамина Е», — добавляет Марта Галичева. Стоит напомнить, что холестерин может содержаться в продуктах только животного происхождения. В растительном масле холестерина точно нет. Зато в каждой бутылке масла всегда будет витамин Е за счет богатого им подсолнечника.

То же самое касается и «витаминизированных яиц»: каждое яйцо содержит в себе определенный комплекс витаминов: А, Е, D3 и омега жирные кислоты. «Желтый желток» и «насыщено витамином А» — не аргумент. «Подсолнечное/оливковое/рапсовое масло без холестерина»: холестерин может быть только в продуктах животного происхождения. «Шоколад с витамином В»: настоящий шоколад всегда насыщен В1, В2, В5, В6, В9, В12, С, Н, РР. В противном случае это не шоколад.

Елена Плотникова, aif.ru

Картина дня

наверх