Илон Маск — без сомнений, один из самых неординарных людей современности. С юношеских лет Маск методично зарабатывал состояние на революционных идеях, которые с каждым годом становились всё более масштабными.
Сегодня в числе самых знаменитых его проектов — компания по производству электромобилей Tesla, частная космическая компания SpaceX и оператор энергетических решений SolarCity.
В конце 2016 года Илон Маск также основал бурильно-строительную компанию The Boring Company, задачей которой станет разработка огромных туннелей для избавления крупных городов от дорожных пробок, а также реализация другой потрясающей идеи — запуска сверхскоростных поездов Hyperloop.
Однако среди инициатив Маска есть и не столь знаменитый, даже секретный проект — частная детская школа Ad Astra, которую предприниматель построил для своих пятерых сыновей. О ней рассказывает Ars Technica.
История школы.
jdlasica / flickr
В 2015 году Маск открыл собственную школу, которую назвал Ad Astra. Это часть латинского выражения «Per aspera ad astra» («Через тернии — к звёздам»).
Предприниматель долго искал заведение, в которое мог бы отправить своих детей. У Маска пятеро сыновей: близнецы, которые появились на свет в 2004 году, и тройняшки, родившиеся в 2006-м.
Некоторое время мальчики ходили в Мирманскую школу для одарённых детей в Лос-Анджелесе. Но Маск был недоволен качеством обучения и забрал оттуда детей.
Бизнесмен раскритиковал традиционную систему образования США, пригласив к себе всего одного учителя из прежней школы. Затем он купил частный особняк в Южной Калифорнии и открыл там собственное учебное заведение закрытого типа.
Что известно о школе?
AP
Несмотря на то, что школа была создана три года назад, информации о ней крайне мало. На сайте заведения вся информация закрыта — прочитать её можно только родителям учеников со своим паролем. Известно, что все они подписывают соглашение о конфиденциальности.
Кроме пятерых сыновей Маска в Ad Astra учатся ещё около 20 детей. Предположительно, это дети сотрудников SpaceX.
В Ad Astra работают всего трое учителей. Там нет традиционного деления на классы по возрасту — все дети занимаются вместе. Также в школе нет заранее составленной программы и планов — дети сами выбирают, что и когда они хотят узнать.
Чему же там учат?
AFP/Getty Images
Маск совсем немного рассказывал о школе. По его словам, главная идея заведения в том, чтобы дети изучали те области, которые им самим интересны, и учились решать разнообразные проблемы.
«Взять, к примеру, урок, на котором рассказывают о том, как устроен и работает двигатель.
В традиционной школе скажут, что нужно изучить все отвёртки и гаечные ключи, которые могут помочь отремонтировать двигатель.
Это неправильный и сложный подход. Лучше показать детям двигатель и предложить разобрать его. А как это сделать? Вот для этого нам понадобится отвёртка», — говорит Маск.
В Ad Astra ученики могут сами выбрать ту область знаний, которая их больше интересует.
«Кто-то любит математику, кто-то — языки, а кто-то — музыку. Намного логичнее связывать учебную программу с тем, что привлекает ребёнка прямо на уроке, а не заставлять его проходить всё по программе», — считает Маск.
В школе делается особый акцент на естественных науках, математике, инженерии, этике, но вообще нет физкультуры, занятий музыкой или иностранными языками. Также дети изучают искусственный интеллект.
В одном из учебных модулей школьники занимаются изготовлением и уничтожением разнообразных вещей: от метеозондов до роботов. Причём в конструкции можно использовать даже огнемёты!
Недавно Питер Диамандис, председатель фонда X Prize, смог посетить школу и рассказал о ней новые детали. По его словам, один из предметов, который там обязательно изучают все дети, — этика и нравственность:
«Вот пример ролевой игры, которую я видел в Ad Astra на модуле по этике и нравственности.
Представьте себе небольшой городок на озере, в котором большинство жителей работают на одной фабрике. Она загрязняет озеро и убивает в нём всё живое.
Закрытие фабрики означает, что многие потеряют работу. А если фабрику сохранить, озеро постепенно будет исчезать.
У детей спрашивают: как они поступят в этой ситуации? Это помогает развивать критическое мышление».
Перспективы школы.
Ad Astra School
Маск уверен, что дешёвая рабочая сила, которая лишь исполняет приказы и осуществляет механические действия, в будущем не понадобится. Её заменят автоматизированные процессы.
«Задачи будущего будут существенно отличаться от проблем, с которыми мы столкнулись в прошлом. Творчество и опыт станут определяющими факторами успеха», — считает Маск.
По его словам, школа должна отображать модель реального мира. Проектное обучение будет способствовать развитию у детей здорового любопытства, творческого мышления, умения работать в команде и уверенности в себе.
Все эти навыки очень важны для задач, которые придётся решать во взрослой жизни. Ученики Ad Astra будут готовы к вызовам, потому что их не пытаются поставить в рамки «оптимизированной версии» мира, которой учат в традиционной школе.
Кроме того, по мнению Маска, одна из главных задач взрослых сейчас — научить детей думать и заботиться об этических последствиях развития технологий.
Какие плоды даст его смелый эксперимент — станет ясно в будущем, но уже сейчас можно сказать, что даром он точно не пройдёт.
А вы верите в эту инициативу Маска?