На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Домашняя аптечка

49 010 подписчиков

Капкан для покупателей

В кризис возросло количество уловок, которые магазины применяют для того, чтобы заставить покупателя переплатить. Как заметить подвох и что делать, если вы уже переплатили? Корреспондент «Мир Новостей» отправился в рейд по самым популярным супермаркетам столицы.

article67789.jpg

ИСТИНА ВСПЛЫВЕТ НА КАССЕ

Сетевой магазин экономкласса прямо возле дома. Беру баночку красной икры из холодильника. На ценнике - 219 рублей. Однако на кассе уже другая - 380 рублей.

- Как же так? - пытаюсь требовать объяснений у администратора.

В ответ женщина извлекает из недр холодильника баночку... поменьше:

- Вот что стоит 219, а то, что вы взяли, конечно, дороже!

Очередь к кассе начинает роптать. Поэтому я смиренно оплачиваю дорогую баночку...

Второй «эконом» буквально в двух шагах от первого. Тут нахожу полку с литровым соком, продающимся за 22 рубля. Вот везение! Но, наученная горьким опытом, внимательно присматриваюсь к упаковке: где подвох? На него мне «простодушно» укажут на кассе.

- Внимательнее читать ценники надо, - качает головой недовольная кассирша. - 22 рубля стоит этот сок объемом 200 граммов, а вы литр взяли! С вас 88 рублей!

Кто же будет читать мелкий шрифт на ценнике, когда название сока то же самое и вид тот же, а ценник на полке всего один?

Третий магазин - через улицу. И там очередная акция: два батона колбасы по цене одного! За оба - 250 рублей. Отлично! Однако в чеке опять совершенно другая картина - полная стоимость двух батонов. Спасибо, что дежурная по залу не хамит.

- Понимаете, эта акция была вчера, рекламу убрать не успели, а по кассе она уже не проходит.

Напоследок мой путь лежит в крупный гипермаркет, где товары в розницу продаются едва ли не по оптовым ценам. И старательно покупаю продукты с отметкой о скидке. Сыр - вместо 400 рублей за 300, рыбу - вместо 300 рублей за 200 и большую баночку творога за 150 рублей вместо 250. Однако продукты, которые я так тщательно выбирала, в чеке прошли по полной стоимости!

- Да почему же? - теряю я всякое терпение.

- Если бы вы внимательно читали правила нашего магазина, - просветили меня сотрудники, - то знали бы, что все акции и скидки касаются только держателей клубных карт. У вас же такой нет?

Итак, подсчитываю убытки. В итоге я потратила 1918 рублей вместо 1141 рубля. То есть 777 рублей - это моя плата за «невнимательность и неконфликтность».

В СЕТЯХ МАРКЕТИНГА

- Сегодня потребителю надо быть готовым к тому, что поход в магазин - это не отдых, как многие привыкли его воспринимать, а труд или бой, если хотите, - говорит психолог Алла Свиридова. - Потому что в основе агрессивного маркетинга лежит четкая цель - заставить вас почувствовать себя виноватым, нерадивым, неполноценным. И купить что-то «в качестве извинения». Для этого, насколько я знаю, в коллективах сетевых магазинов даже проводят специальные тренинги, в ходе которых продавцов, кассиров и охранников учат давить на ваши «кнопки».

В основе этой тактики лежит теория, носящая название «слоанизм» - по имени Альфреда Пи Слоана, президента знаменитой автокомпании «Дженерал Моторс». В 20-е годы прошлого века он вывел формулу, из которой и вышли почти все маркетинговые уловки. Она называется «стратегия поверхностного улучшения». В свое время Слоан догадался ежегодно немного улучшать дизайн новых моделей, дабы, по его выражению, «создать спрос на новую модель, породив определенную степень неудовлетворения старой».

Три принципа, которые гарантируют успешные продажи:

  1. Избыточное потребление. «Если ты такой крутой, почему ездишь на такой развалюхе?»
  2. Клубность. «Присоединяйся к миру респектабельных людей - купи брендовую вещь!»
  3. Фрустрация бедноты. «Ты никогда не найдешь мужа, пока не купишь очки за 500 долларов». 

УЛОВКИ ПРОДАВЦОВ

«НАЖИВКА И ПОДМЕНА»

С этой ситуацией мы сталкивались многократно. Курильщик хочет купить бюджетную пачку сигарет. Однако продавец, порывшись за прилавком, говорит, что такие закончились, но есть на 30 рублей дороже. Человек хочет курить - это раз; он отстоял очередь - это два; задерживает стоящих сзади покупателей и испытывает чувство вины - это три; наконец, ему неудобно перед продавщицей, которая ради него рылась за прилавком - зря, что ли? И вот, поддавшись всем этим чувствам, покупатель берет то, что дороже. На самом деле работник магазина не проявила внимание, а исполнила трюк. Ровно то же самое может случиться и в более дорогих магазинах: одежды, бытовой техники, автомобилей. А секрет в том, чтобы заманить вас привлекательным товаром, а потом, манипулируя вашими чувствами, продать более дорогой.

«ТРОЯНСКИЙ КОНЬ»

Уловка получила название за заложенную внутрь схему: покупая вещь, вы не подозреваете, что вместе с ней покупаете угрозу неизбежной дополнительной траты. Так чаще всего поступают продавцы мобильных телефонов, за более дешевую модель впаривая нереально дорогой тариф или сервисное обслуживание. Само собой, сюда же относятся и «супервыгодные» банковские кредиты, дополнительные кабальные условия по которым обычно написаны в договоре там, куда заемщик почти не заглядывает.

«ФРИМИУМ»

Термин образовался от английского слова «свобода» и означает ловушку, в которую вы наверняка попадали. Вас угощали в магазине колбасой? А на рынке кусочком персика? А из арбуза на рынке треугольничек вырезали? И что, вы такая неблагодарная особь, что после этого ничего не купили?!

Предлагая вам побрызгаться духами, померить платье, попробовать колбасу, вас опять же, как на крючок, ловят на чувство вины - ради вас же так старались! Вы что, халявщик? Так цель «сделать вас обязанным» оказывается достигнутой, а товар реализованным.

ОТВЕТНЫЙ ХОД

Нет, не зря после своего «рабочего рейда» по магазинам, в ходе которого потратила половину гонорара, я почувствовала себя «очень плохой девочкой». И 777 рублей заплатила именно за этот урок.

- Выход тут один, - считает психолог Алла Свиридова. - Отслеживайте ситуации, когда вас пытаются сделать виноватым. Ведь зачастую это сигнал о том, что вас хотят обмануть. Чтобы не переплачивать, отказывайтесь от покупки. Сохраните и деньги, и собственное достоинство. Если темперамент вам позволяет, то, заметив, что вами манипулируют (и имея на руках такое доказательство, как несоответствие цены на прилавке и в чеке), вы вполне можете повернуть ситуацию вспять. И тогда не вы, а магазин окажется виноватым и будет вынужден вернуть вам разницу. Ведь правда на вашей стороне!

Материал подготовила Марина Алексеева

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин:

- Массовая продажа товаров по акции - это, конечно, признак кризиса в нашей стране. Для некоторых компаний акции составляют сегодня 50% продаж. Потому что очень многие потребители сегодня идут в магазин и покупают только то, что выставлено по сниженной цене. Но накладки, конечно, возникают. И выход в этом случае - внимательно следить за ценником и за чеком. И если вы видите несоответствие, если цена больше в чеке, чем на ценнике, вы можете требовать пересчета и возврата средств. Деньги в таком случае вернуть вам обязаны. Если же пересчитывать они отказываются, то фотографируйте ценник и подавайте жалобу в Роспотребнадзор. Проверка выйдет магазину дороже.

Картина дня

наверх